Logo Loading

Кнут или пряник

Кнут или пряник

Кнут или пряник

Кнут или пряник

                       Папа вазу опрокинул. Кто его накажет?

          “Это к счастью, это к счастью!”

                               Всё семейство скажет.

                   Ну, а если бы к несчастью, это сделал я.

                       “Ты разиня, ты растяпа”- скажет мне семья…

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье: каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё, устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Какими должны быть наказания?

  • Не подавлять решительность, не порождать обиду, не унижать.
  • Ребенок должен пережить чувство вины, раскаяния.
  •  Ребёнок должен осознать, что он нарушил хорошие взаимоотношения с родителями.

Чего же не должно быть в реакции на проступок?

Недопустимы физические наказания

Физическое наказание создает лишь иллюзию разрешения конфликта.

Ярость

Ярость приводит к чрезмерности наказания.

Истеричность

На истерическую жестикуляцию и чрезмерность эмоций ребенок неизбежно ответит тем же.

Безнаказанность

Если любовь родителей слепа и безответственна.

Существуют правила наказания:

  • Наказывая, подумайте, зачем и для чего. Задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на него, нужно ли его за это наказывать.
  • Если есть сомнения — наказывать или нет —  лучше не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай».
  • Наказание никогда не должно вредить здоровью.
  • За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
  • Запоздало — не наказывать, за давностью все списывается.
  • Наказан, значит прощен.
  • Наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

Наказывая ребенка, помните:

  • На совершённый проступок, вы должны отреагировать, т.к. ребенок сам ждет наказания, а если наказания не последовало, он дезориентирован.
  • Если ребенок заслуживает наказания, оно должно быть неизбежным, безнаказанность недопустима.
  • Наказание не должно быть судом скорым и несправедливым, однако и не следует затягивать его.
  • Наказание должно быть последовательным.
  • Метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется.
  • Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным.
  • Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра нет.
  • Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает.

Когда ребенка не следует наказывать?

  • Не наказывается ребенок, если его темперамент чем-то не устраивает взрослых. 
  • Не наказывают за плаксивость, возбудимость и крикливость.
  • Не наказывают ребенка во время еды.
  • Не следует применять наказания, причиняющие ущерб здоровью.
  • Никогда нельзя использовать как наказание труд или умственную работу.

Наказание будет эффективно тогда, когда есть поощрение. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают веру в себя.

Слова поддержки:

  • зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо;
  • у тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать…
  • это серьезный вызов, но я уверен, что ты к нему готов.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчеркивает способность ребенка к усилиям по достижению цели и радость от достигнутого успеха.

Как же хвалить ребенка, чтобы сохранить его способность радоваться самому делу?

Необходимо награждать самим этим делом, подчеркивая усилия ребенка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел, ты стал сильнее, ты преодолел, ты победил!» Вот формула истинно развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию.

Как поощрять ребенка в семье

  1. Как одобрительно улыбайтесь своему ребенку, когда он моет посуду, делает сам уроки, читает или играет со своими игрушками.
  2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет  всегда тепло и уютно, если  мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  3.  Словесно выражайте одобрение  пусть самым маленьким успехам своего ребенка, его поведению.
  4.  Используйте чаще выражение «ты прав», «мы согласны с твоим мнением». Это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  5.  Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
  6. Формируйте в своей семье традиции и поощрения ребенка: в день рождения, на Новый год, в конце учебного года, 1 сентября, при удачном выступлении и т.д.
  7.  Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  8.  Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
  9.  Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии  станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
  10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
  11.  Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
  12. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа  самим ребенком и вами.
  13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемами. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать  для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

 Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Использованная литература:

  1. Т. Л. Шишова “Как правильно наказывать ребёнка”.
  2. К. Кузьма “Как понимать своего ребёнка”.

Составитель: педагог-психолог Антонова О.Ю.